22.08.2024 13:30, Редакция: 22.08.2025 15:03
Аналитика.
Просмотров всего: 16334; сегодня: 1.

Сухой закон императора, или Как Николай II с пьянством боролся

Сухой закон императора, или Как Николай II с пьянством боролся

22 августа 1914 года на время Первой мировой войны была запрещена продажа спиртного в России. Введение сухого закона, преследовавшее благие цели, обернулось настоящей катастрофой: население стало массово употреблять опасные для жизни суррогаты, а казна недосчиталась четвертой части доходов от винной монополии.

«Пьянство есть корень всякого зла»

С началом Первой мировой войны император всерьез задумался о принятии антиалкогольного и антинаркотического законов. Современники, правда, до последнего сомневались, что Николай II решится на столь радикальный шаг – уж слишком доходной была статья бюджета от продажи крепких напитков. 

Многие слабо верили в то, что император решится ликвидировать самую доходную статью бюджета. Председатель Совета министров Иван Горемыкин открыто называл идею о сухом законе чепухой и утверждал, что царь скоро забудет о ней, «и все пойдет по-старому». В июле 1914 года цену водки подняли до 12 рублей 80 копеек за ведро, а госбюджет на год был крепко связан с казенной продажей спиртного – если бы император и вправду отказался от смелых планов, в казну поступил бы почти миллиард рублей. Когда началась мобилизация, в Российской империи ввели временное ограничение на продажу алкоголя. Но эта мера была лишь предвестником масштабной реформы. Министр финансов Петр Барк, солидарный с Горемыкиным, очень удивился и попросил немного времени на раздумья, когда на выездном заседании Совмина в Кремле Николай II напомнил ему о своем замысле.

Между тем даже временные ограничения вызвали народный гнев в отдельных регионах России. На Урале, в Поволжье и Сибири власти вынуждены были пресекать винные погромы. Всего за несколько дней недовольные опустошили два десятка лавок. Солдаты запасных частей не только громили, но и удерживали под своим контролем винные склады, а полиция, не решаясь на открытое противостояние, наблюдала за развитием событий со стороны. Постепенно к солдатам стали присоединяться крестьяне. Тревожные новости подтолкнули правительство к продлению запрета на продажу и вынос спиртного до 1 сентября 1914 года.

Общественные организации, активно выступавшие за трезвость, ждали от царя решительных действий – и на сей раз он не разочаровал их. 22 августа Николай II запретил продажу спирта, вина и водочных изделий до самого окончания войны. Полумеры уже не устраивали государя. На предложение понизить крепость водки до 37% он отвечал: «Делу этому не давать хода ввиду того, что я предрешил казенную продажу вина (водки) воспретить навсегда». Борьба с алкоголем коснулась даже относительно безобидного пива. Несмотря на то, что отечественные пивозаводчики буквально атаковали министерство внутренних дел жалобами, их воззвания остались без ответа.

«Губит людей не пиво»

Призыв к трезвости не возымел должного эффекта. Несмотря на то, что сам император демонстративно предпочитал спиртному квас, подданные не спешили следовать его примеру. На смену вину и пиву пришли суррогаты. Всего за пару месяцев смертность от белой горячки и отравлений поползла вверх. Наиболее распространенный суррогат назывался «ханжа». Он представлял собой разбавленный денатурированный спирт. Иногда его смешивали с молоком или клюквенной настойкой, а также проваривали с корками ржаного хлеба для очистки. Для остроты вкуса в питье добавляли перец или чеснок. Другой заменой алкоголю стала так называемая политура – спиртовой раствор, обычно используемый для полировки древесины. Очищать ее было труднее, чем «ханжу», но отчаянные времена, как известно, требуют отчаянных решений. Уже в 1914 году некто Тимофеева, проживавшая в Калужской губернии, научилась перегонять политуру в водку. После ареста народной умелицы выяснилось, что изготавливаемый ею «продукт» был в общем-то неплохого качества.

Те, кто не решался пить «ханжу» и политуру, открыли охоту на одеколоны и спиртовые капли. Пузырьки массово пропадали из цирюлен. Московские аптеки осенью 1914 года вынуждены были увеличить закупки спирта – слишком уж быстро исчезал он из продажи. Недобросовестные врачи наживались на пагубных привычках своих пациентов, выписывая им фальшивые рецепты на покупку спирта: за 400 граммов просили, к примеру, 3 рубля.

Проблемы военного времени

В середине 1915 года в Петрограде ввели запрет на продажу денатурата в праздничные дни и выходные. Мера имела последствия – правда, не те, на которые рассчитывали власти. Если раньше большинство отравлений случались в субботу и воскресенье, то теперь выросло число обращений в больницы по понедельникам. Находчивость борцов с сухим законом впечатляла: одни придумали новую технологию опьянения, намазывая дрожжи на хлеб, другие организовали нелегальные поставки спирта в бочках из-под сельди… А были и случаи коллективного пьянства, порожденного ошибками власть предержащих. В Вологодской губернии топили лед, пропитавшийся вылитым на него спиртом. Зимой 1917 года несколько бочек с нелегальным содержимым по распоряжению губернатора вылили в прорубь, однако не рассчитали ее глубины. Остаток спирта растекся по реке, замерз и был заботливо собран крестьянами из ближайших деревень. Исход дела вышел до смешного предсказуемым: в течение месяца редкого жителя этих населенных пунктов можно было встретить трезвым.

В короткие сроки приобрели актуальность и другие проблемы, вызванные войной, – дефицит и дороговизна. Журналы наперебой печатали статьи с экономическими обзорами и советами по домашнему хозяйству. Авторы «Журнала для хозяек», популярного в 1910-х годах, сокрушались и предлагали своим зажиточным читательницам последовать примеру англичанок: отказаться от прислуги, занимаясь домашними делами самостоятельно. Дамам советовали освоить штопанье штор, куроводство и даже изготовление предметов мебели. Преувеличенно героизированный образ хозяйки дома, отказавшейся от привычных и удобных для нее вещей в трудное время, постоянно возникал на страницах развлекательных изданий: «Если светской даме случается опоздать на обед к приятельнице, дама извиняется: она пришла пешком, потому что ее автомобиль на войне. За обедом хозяйка предупреждает, что обед будет скромный, «военный»: “Мой повар на войне, простите мою кухарку! Зато я вам прочту чудесное письмо моего повара из действующей армии”». Больной темой стало подорожание продуктов питания. Дошло до того, что кулинарные издания советовали читательницам перейти на вегетарианские обеды. В качестве замены мясным блюдам предлагались запеканка и картофельное пюре, каши и супы на овощном бульоне.

Что касается сухого закона, то к 1917 году министры так и не смогли договориться о его дальнейшем применении. Последнее обсуждение назначили на 27 февраля, однако революционные события смешали планы реформаторов. Вместе с негативными последствиями николаевской борьбы за всеобщую трезвость обнаружились и положительные тенденции: так, в одном Петрограде число самоубийств на почве алкоголизма сократилось более чем вполовину, а средства, по всей видимости сэкономленные в результате отказа от спиртного, жители Российской империи массово понесли в сберкассы. С приходом к власти большевиков борьба с пьянством была продолжена, однако уже в 1921 году новые правители сдались и разрешили продавать вино, в 1922-м – пиво, а в 1925-м – и водку, которую в честь тогдашнего председателя Совнаркома Алексея Рыкова прозвали «рыковкой».

Автор: Оксана Баринова. История.РФ.

Изображение: Дзен.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12182 публикации
Сайт: histrf.ru/read/articles/suhoy-zakon-poslednego-imperatora-ili-kak-nikolay-ii-s-pyanstvom-borolsya?ysclid=lzjnb2ika3609167134
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...