26.12.2012 08:24
Новости.
Просмотров всего: 4482; сегодня: 1.

Негосударственная экспертиза: неоднозначные итоги 2012 года

Чуть больше года назад, 28 ноября 2011 года был подписан Президентом РФ закон №337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Закон заложил основы для формирования института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Положения, касающиеся негосударственной экспертизы, должны были вступить в силу с 1 апреля 2012 года.

Новый документ был призван демонополизировать сферу экспертизы и создать необходимую почву для развития конкуренции.

Закон расширил полномочия негосударственной экспертизы, ликвидировав монополию государственных учреждений на оказание соответствующих услуг. Негосударственную экспертизу уравняли в правах с государственной в отношении объектов, не относящихся к категории особо опасных, уникальных и технически сложных или финансируемых из федерального или муниципального бюджетов.

Также закон подтвердил, что исключительным правом подписи результатов экспертизы обладает только аттестованный эксперт безотносительно его принадлежности к государственному или негосударственному учреждению. Наконец, был введен принцип экстерриториальности результатов экспертизы.

Реформа, обозначенная законом, должна была стать многообещающей: создать конкуренцию, значительно сократить скорость прохождения согласовательных процедур и положительно сказаться на качестве самой экспертизы.

Однако в апреле 2012 года, со вступлением закона в силу, возникли первые трудности. Закон требовал от экспертных организаций обеспечить к 1 апреля наличие действующего сайта, процедуры проведения экспертизы и минимум 5 штатных сотрудников, имеющих аттестацию. Ни одна из чуть более 500 организаций не смогла выполнить данные условия к необходимому сроку. Основной причиной такой ситуации стало отсутствие достаточного количества аттестованных специалистов. Экспертное сообщество возложило ответственность за произошедшее на государственные структуры, которые приостановили действие ранее существующих аккредитаций экспертных фирм, не установив новые нормы аттестации к нужному моменту. Стоит отметить, что Постановление Правительства, определяющее процедуры и требования к аттестации было выпущено только в конце апреля 2012 года.

В результате действие аккредитаций организаций негосударственной экспертизы было приостановлено сначала на месяц, а затем еще на три, до 1 июля 2012 года. После проведенной перед 1 июля проверки аккредитация была восстановлена только у двадцати организаций. Далее был установлен дополнительный трехмесячный переходный период для выполнения требований законодательства. Последним днем для устранения несоответствий было установлено 20 сентября 2012 года. После указанной даты было заявлено о том, что из общего количества компаний право работы на рынке осталось только у 72 организаций. Таким образом, аккредитации были лишены сразу 430 компаний, а значит, предложение услуг на рынке негосударственной экспертизы мгновенно сократилось почти на 86%.

Члены экспертного сообщества заявили, что организации, уполномоченные осуществлять подготовку экспертов, банально не справились с нагрузкой, и основной проблемой так и осталась нехватка специалистов. Минэкономразвития РФ объявило о намерении решить проблему за счет законопроекта об аккредитации, принять который изначально планировалось в ноябре 2012 года. Тем не менее, даже срочное принятие законопроекта не помогло бы исправить ситуацию в сфере негосударственной экспертизы, так как, в соответствии с Градостроительным кодексом, организации, лишенные аккредитации, получат право подачи заявления на ее возобновление не ранее чем через год.

Можно сделать вывод, что с технической точки зрения переход к негосударственной экспертизе начался достаточно неудачно, поскольку так или иначе в недостаточной мере была проработана и подготовлена процедурная сторона вопроса, а экспертные организации оказались не в силах выполнить требования законодательства в установленные сроки.

К сожалению, вторая половина текущего года ознаменовалась еще одной неоднозначной для института негосударственной экспертизы тенденцией. Связана эта тенденция с проектом федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был разработан во исполнение пункта 18 дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р.

Пункт 18 дорожной карты, а за ним и законопроект предусматривают отмену экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, за исключением государственной экспертизы в отношении отдельных категорий объектов капитального строительства, в том числе особо опасных, технически сложных и уникальных.

В сегодняшней формулировке законопроект предусматривает замену экспертизы на декларацию о соответствии. В 2013 года экспертиза станет необязательной для многоквартирных жилых домов, а в 2014 - для всех остальных объектов капитального строительства за исключением перечисленных выше категорий.

Безусловно, представители экспертного, а также проектного и изыскательского сообществ, обеспокоены описанной перспективой. По их мнению, в первую очередь, беспокойство вызывают вопросы, связанные с безопасностью строительства. Фактически закон предусматривает замену предупреждения возможного ущерба страхованием, что, как кажется экспертам, приведет к значительному снижению качества изыскательских и проектных работ, а, следовательно, скажется и на качестве строительства. Также эксперты указывают на многочисленные противоречия с огромным количеством действующих законодательных актов и на недостаточность нормативно-правовой базы под предполагаемые изменения. Кроме того, специалисты уверены, что в итоге значительно вырастет финансовая нагрузка, поскольку существенно повысится роль страхования.

Экспертное сообщество рассматривает законопроект как преждевременный и неоднозначный и считает, что вступление в силу его положений способно нанести серьезный удар по безопасности капитального строительства.

Как отмечает генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «Законодательные инициативы, озвученные или вступившие в силу в завершающемся году, во многом вступают в противоречие с ранее заявленным курсом на формирование института негосударственной экспертизы. На сегодняшний момент негосударственная экспертиза находится в подвешенном состоянии, ее становление и развитие фактически парализованы. Между тем, изначально заявленные для негосударственной экспертизы задачи при условии их реализации могли бы принести существенную пользу всей строительной отрасли. В текущей ситуации стоит говорить о необходимости избегать поспешных действий. Положение по законопроекту «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует тщательно проанализировать, и при участии профессионального сообщества выработать оптимальное решение, которое, с одной стороны, будет соответствовать целям программы по улучшению предпринимательского климата в строительной отрасли, с другой – не будет создавать негативных предпосылок в части обеспечения безопасности строительства».


Ньюсмейкер: Энергетическое сетевое проектирование — 340 публикаций
Поделиться:

Интересно:

О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...