23.01.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 4936; сегодня: 3.

Постдипломное образование: учителя против монополии

В рамках Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года Учителя в России, в РГПУ им. Герцена прошел круглый стол «Постдипломное образование (ПДО) – новые задачи».

В начале дискуссии прозвучал тезис о том, что, по мнению специалистов, «к 2050 году на 99% обновятся все производственные процессы, технологии, а следовательно, знания, навыки, компетенции. При этом они станут значительно сложнее сегодняшних».

Участники круглого стола отметили, что из 11 тысяч преподавателей 8 тысяч проходят ежегодно краткосрочные курсы повышения квалификации. Но пока у учителей нет выбора учреждения, где они могли бы получить дополнительные знания и компетенции. В качестве дополнительных возможностей участники дискуссий предложили не только педагогические вузы и университеты, но и музеи, культурные и научно-исследовательские центры: в них педагоги смогут получить не только «предметные» знания, но и значительно расширить кругозор в рамках общей тематики преподаваемых дисциплин.

Профессор РГПУ Александр Тряпицын предложил учитывать опыт ведущих стран мира. По его словам, «в самых прогрессивных странах с точки зрения системы образования из 30% лучших учеников педагогических вузов формируется преподавательский состав в школах. При этом в Южной Корее отбирается лишь 5% выпускников, а, к примеру, в Финляндии – 12% от вышеназванных 30%». Это, по его мнению, «повышает престижность самой профессии учителя».

Среди других предложений большинство участников круглого стола, представлявших разные регионы России, высказали необходимость введения системы ваучеров при получении дополнительного образования. Эта система позволит педагогам не только Москвы и Петербурга, но и учителям других городов и сел повысить квалификацию в лучших центрах ПДО, причем как практически, так и дистанционно.

Также были предложены инициативы по усилению вариативности ПДО, увеличению мобильности учителей и внедрению интерактивных технологий в получении постдипломного образования.

Среди других направлений, по которым, по мнению специалистов, должно развиваться постдипломное образование, была названа необходимость специальной подготовки самих преподавателей ПДО, а также внедрение инновационных подходов в проведении курсов повышения квалификации.

Преподаватели из Читы подчеркнули, что существует своеобразная «монополия на образование»: конкурсные процедуры для организации ПДО не проводятся, у учителей по-прежнему нет выбора. По мнению читинцев «есть и такие прецеденты, когда уже через три года ничего не добившийся выпускник университета уже начинает преподавать в ПДО».

Еще одна проблема, по мнению участников дискуссии, – недостаточное внимание к психологической подготовке преподавателей. Это подчеркнула, в частности, Ирина Головина, директор Института постдипломного образования РГПУ имени Герцена. Она заметила, что «у любого учителя может появиться профессиональная деформация, так называемое «выгорание». Решение этой проблемы могут предложить психологи, которые работают в рамках дополнительного образования преподавателей».

Также учителя высказались за более тщательную проработку нормативно-правовой базы ПДО. Александр Тряпицын, в свою очередь, предложил задуматься о международном опыте, где выпускники педагогических вузов заключают предварительное соглашение о своей работе в школе на год и лишь по результатам свой деятельности получают университетский диплом.

Завершили учителя круглый стол цитатой Уинстона Черчилля, который сказал, что «школьный учитель обладает такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».


Ньюсмейкер: Коммуникационное агентство АГТ — 153 публикации
Поделиться:

Интересно:

31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...